МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

 

Система национальных счетов, реализуемая в Российской Федерации, основана на методологических положениях, разработанных совместно ООН, МВФ, Всемирным банком, ОЭСР и Евростатом и принятых в 1993 г. Она построена с учетом специфики организации и функционирования экономики страны.

Суть системы национальных счетов сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов. Таким образом, имеется возможность проследить движение стоимости произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до использования.

Для характеристики развития экономики регионов Федеральной службой государственной статистики разработаны методология и организационные решения построения системы показателей в соответствии с методологией СНС. Они не повторяют показатели национальных счетов федерального уровня, но сопоставимы с ними и позволяют проводить региональный анализ в соответствии с общим направлением развития российской макроэкономической статистики и международными стандартами.

В настоящее время на уровне области рассчитывается показатель «Валовой региональный продукт (ВРП)» - обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. ВРП определяется как совокупность добавленных стоимостей видов экономической деятельности и чистых налогов на продукты. ВРП рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный объем ВРП) и в сопоставимых ценах (реальный объем ВРП).

ВРП публикуется в основных ценах.

В целях приведения макроэкономических показателей, характеризующих результаты производства по видам экономической деятельности, к международно-сопоставимому содержанию, начиная с данных за 2002 год, показатели производства и образования доходов публикуются в структуре Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД)ОК 029-2007 (КДЕС Ред.1.1). Расчеты ВВП в структуре Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) завершены оценками за 2004 год. С 2016 года внедрена новая версия классификатора ОКВЭДОК 029-2014 (КДЕСРед. 2).

Оценка ВРП в основных ценах отличается от оценки в рыночных ценах на величину чистых (за вычетом субсидий на продукты) налогов на продукты. ВРП в основных ценах представляет собой сумму добавленных стоимостей в основных ценах по видам экономической деятельности.

Переход к оценке ВРП в основных ценах обусловлен информационными проблемами при определении величины налогов на продукты. ВРП в рыночных ценах предполагает включение чистых налогов на продукты. Порядок сбора и обработки информации о налогах на продукты, установленный  Федеральной налоговой  службой, не позволяет получить информацию о начисленных и подлежащих уплате в бюджет налогах за отчетный период, как это требует концепция СНС.

В целях обеспечения методологически согласованного динамического  ряда показатели ВРП за предыдущие годы публикуются также в основных ценах.

Регион представляет собой открытую экономическую систему. Поэтому четко определить границы производства и  в полной мере оценить размеры добавленной стоимости, создаваемой на данной территории, довольно сложно. На современном этапе институциональная структура экономики претерпела существенные изменения, широкое распространение получило создание корпораций, функционирующих на основе интегрировано-вертикальных и горизонтальных схем. Принципы и порядок ведения бухгалтерского учета не позволяют оценить выпуск и затраты на производство производственных единиц, входящих в такие корпорации. Поэтому оценка добавленной стоимости  по таким подразделениям носит относительно условный характер. В результате этого в регионах, где располагаются головные компании, добавленная стоимость несколько завышается и, напротив, по регионам, где располагаются подразделения этих компаний, добавленная стоимость занижается.

Для характеристики изменения ВРП по сравнению с предыдущим периодом осуществляется пересчет показателей производства ВРП в сопоставимые цены. При этом используется метод прямого дефлятирования (переоценка валовой добавленной стоимости отраслей с использованием индекса цен выпуска каждой отрасли) или метод экстраполяции базисного уровня добавленной стоимости отрасли по количественным индексам показателей, адекватно отражающим динамику развития производства в данной отрасли.

Индекс-дефлятор ВРП – отношение объема ВРП, исчисленного в фактически действовавших ценах, к объему ВРП, исчисленному в сопоставимых ценах базисного периода. В отличие от индекса цен на товары и услуги дефлятор ВРП характеризует изменение оплаты труда, прибыли и потребления основных фондов в результате изменения цен, а также номинальной массы чистых налогов.

      Выпуск товаров и услуг представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц-резидентов национальной экономики в отчетном периоде. Реализованные товары и услуги включаются в выпуск по фактической рыночной стоимости, нереализованная готовая продукция – по средним рыночным ценам. Изменение незавершенного производства включается в валовой выпуск по себестоимости.

       Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства в отчетном периоде. Потребление основного капитала не входит в состав промежуточного потребления.

          Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей и секторов как разность между выпуском  товаров и услуг и промежуточным потреблением. Термин «валовая» указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала.

          Фактическое конечное потребление домашних хозяйств  - важнейший показатель, характеризующий конечное использование товаров и услуг на территории субъекта. Домашние хозяйства потребляют товары и услуги за счет собственных доходов, а также, индивидуальные нерыночные услуги здравоохранения, образования, культуры и др. за счет государства и некоммерческих организаций, передаваемые домашним хозяйствам в виде трансфертов в натуральной форме.