Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения
zoom_in
zoom_out
Sevastopol Sity RU-SEV Crimea Respublika RU-CR Krasnodar Kray RU-KDA Adygey Respublika RU-AD Kalmyk Respublika ru-kl Astrakhan' Oblast RU-AST Volgograd Oblast RU-VGG Rostov Oblast RU-ROS Dagestan Respublika RU-DA Ingouchie|Inguchétia|Inguschetien|Ingushetia|Ingushetiya|Ingush Republic|Ingushskaya Respublika|Respublika Ingushetiya Ingush Respublika RU-IN Kabardin A.S.S.R.|Kabardino-Balkarskaya A.S.S.R.|Kabardino-Balkariya|Kabardino-Balkarsk|Kabard|Kabardino-Balkarskaya Republic Kabardin-Balkar Respublika RU-KB Karaçay-Çerkes|Karachay-Cherkessiya|Karachayevo-Cherkesskaya Respublika|Karachayevo-Cherkessiya|Karachayevo-Cherkess Republic|K Karachay-Cherkess Respublika RU-KC Kuzey Osetya|Respublika Severnaya Osetiya|Severnaya Osetiya-Alaniya|North Ossetian A.S.S.R.|Republic of North Osetia-Alania North Ossetia Respublika RU-SE Chechnya Respublika RU-CE Stavropol' Kray RU-STA Belgorod Oblast RU-BEL Bryansk Oblast RU-BRY Vladimir Oblast RU-VLA Voronezh Oblast RU-VOR Ivanovo Oblast RU-IVA Kaluga Oblast RU-KLU Kostroma Oblast RU-KOS Kursk Oblast RU-KRS Lipetsk Oblast RU-LIP Moskovsskaya Oblast RU-MOS Orel Oblast RU-ORL Ryazan' Oblast RU-RYA Smolensk Oblast RU-SMO Tambov Oblast RU-TAM Tver' Oblast RU-TVE Tula Oblast RU-TUL Yaroslavl' Oblast RU-YAR Moskva Sity RU-MOW Karelian A.S.S.R.|Karelo-Finnish A.S.S.R.|Karel'skaya A.S.S.R.|Olonets|Olonetskaya G.|Kareliya|Republic of Karelia Karelia Respublika RU-KR Komi Respublika RU-KO Arkhangel'sk Oblast RU-ARK Vologda Oblast RU-VLG Kaliningrad Oblast RU-KGD Leningrad Oblast RU-LEN Murmansk Oblast RU-MUR Novgorod Oblast RU-NGR Pskov Oblast RU-PSK City of St. Petersburg City RU-SPE Nenets Avtonomnyy Okrug RU-NEN Bashkortostan Respublika RU-BA Mariy-El Respublika RU-ME Mordovia Respublika RU-MO Tatarstan Respublika RU-TA Udmurt Respublika RU-UD Chuvash Respublika RU-CU Kirov Oblast RU-KIR Nizhegorod Oblast RU-NIZ Orenburg Oblast RU-ORE Penza Oblast RU-PNZ Samara Oblast RU-SAM Saratov Oblast RU-SAR Ul'yanovsk Oblast RU-ULY Perm' Kray RU-PER Kurgan Oblast RU-KGN Sverdlovsk Oblast RU-SVE Tyumen' Oblast RU-TYU Chelyabinsk Oblast RU-CHE Khanty-Mansiy Avtonomnyy Okrug RU-KHM Yamal-Nenets Avtonomnyy Okrug RU-YAN Altay Respublika RU-AL Buryat Respublika RU-BU Khakass Respublika RU-KK Altay Kray RU-ALT Krasnoyarsk Kray RU-KYA Omsk Oblast RU-OMS Novosibirsk Oblast RU-NVS Tomsk Oblast RU-TOM Tuva Respublika RU-TY Irkutsk Oblast RU-IRK Chita Oblast RU-ZAB Kemerovo Oblast RU-KEM Chukchi Autonomous Okrug Avtonomnyy Okrug RU-CHU Sakha (Yakutia) Avtonomnyy Okrug RU-SA Khabarovsk Kray RU-KHA Sakhalin Oblast RU-SAK Kamchatka Oblast RU-KAM Yevrey Avtonomnaya Oblast RU-YEV Amur Oblast RU-AMU Primor'ye Kray RU-PRI Maga Buryatdan Oblast RU-MAG
Росстат в соцсетях

Подписывайтесь и следите за деятельностью Федеральной службы государственной статистики в социальных сетях

Эссе по истории

“Если статистические цифры
и не управляют миром,
то они показывают,
хорошо ли мир управляется...”


Иоганн Вольфганг Гете

Уважаемые коллеги и читатели!

     Предлагаем вашему вниманию материал о создании и развитии государственной статистики на Брянщине и о людях, которые стояли у ее истоков, о поколениях специалистов, внесших свой вклад в развитие статистики и передавших свой многолетний опыт работающему ныне коллективу статистиков Брянской области.
     Началом истории Брянскстата можно считать создание статистического управления (после образования Брянской области 5 июля 1944 года).
     К сожалению, сохранилось мало архивных документов, характеризующих статистическую деятельность в Брянской области в дореволюционный период и 20-е годы прошлого столетия.
     Уцелевшие немногочисленные документы свидетельствуют о сложном, тернистом пути, который пришлось преодолеть нашим ветеранам. Однако, какие бы цели и задачи жизнь не ставила перед статистическими органами – всегда, людей выполнявших их отличали самоотверженность, величайшее трудолюбие и фанатичная преданность делу статистики.
     Им и посвящается данный материал.

История 

Послереволюционный период

     История становления и развития государственной статистики Брянской области неразрывно связана с административно - территориальным устройством Брянского края.
     До 1917 года Брянщина была разделена между Орловской и Черниговской губерниями.
     В 1920 году Брянский, Карачевский, Севский и Трубчевский уезды Орловской губернии образовали Брянскую губернию.
     В состав Брянской губернии с 1 января 1927 года входят Клинцовский, Стародубский и Новозыбковский уезды бывшей Гомельской губернии.
     С созданием 1 апреля 1920 года Брянской губернии с центром в городе Брянске стали формироваться и советские учреждения. Особая трудность у губернского исполнительного комитета возникла при образовании губернского статистического бюро (Губстатбюро) ввиду отсутствия специалистов - статистиков.
     Начало переписи было установлено на 28 августа 1920 года и ее производство возлагалось на ЦСУ и его местные организации - губернские и уездные статистические бюро.
     Предстоящая огромной важности статистическая работа требовала в короткие сроки проведения всех подготовительных мероприятий и, в частности, подбора и обучения переписных кадров.
     В Брянске создается Губстатбюро. На заседании Президиума Губисполкома 10 июня 1920 года был назначен заведующий Губстатбюро Захаров Федор Иванович, работавший ранее в отделе народного образования.
     В соответствии с Положением об организации местных статистических учреждений в круг ведения губернского статистического бюро входило выполнение всех работ, возложенных ЦСУ:
     • по статистике населения (определение численности населения, его состав, размещение, учет естественного и механического движения, статистика выборов);
     • по сельскохозяйственной и лесной статистике (вопросы организации полеводства, луговодства, лесоводства, скотоводства и других отраслей сельского хозяйства, учет и распределение земельного фонда, использование землепользования и т.п.);
     • по промышленной статистике;
     • по транспортной и почтово - телеграфной;
     • по финансовой и оценочной статистике;
     • по статистике снабжения и распределения;
     • по статистике торговли и продуктообмена;
     • по статистике народного образования, народного здравия и санитарии, кооперативного и профессионального движения;
     • по военной статистике;
     • по статистике труда;
     • по моральной статистике.
     На Губстатбюро возлагалось также руководство за проведением всех переписей и разработка переписных материалов, а также издание статистического ежегодника, включающего все сведения по статистике губернии.
     Большую роль в решении кадрового вопроса сыграл Декрет об обязательном учете статистических сил РСФСР (Постановление Совета труда и обороны от 21 мая 1920 года). Этот Декрет определял круг лиц (от ученых до лиц, участвующих в экспедиционных статистических исследованиях), которые могли быть призваны на действительную службу для работ по переписи и других срочных заданий как в ЦСУ так и в местные статистические органы.
     Специалисты статистики могли быть призваны на военную службу не иначе как с согласования с ЦСУ и учреждениями, в ведении которых они находились.
     Несмотря на жесткие революционные порядки, кадровую проблему было решить чрезвычайно сложно.
     Большую роль в становлении статистики в тот период играл Губернский Совет по делам статистики - на него возлагалась координация деятельности всех ведомств в области статистического изучения губернии.
     В период с 15 по 23 июля 1920 года проводилась Конференция.
     К середине 1920 года во всех уездах, кроме Карачевского, не было волостных статистиков. Поэтому конференция принимает Постановление о создании сети волостных статистиков и о привлечении на эту работу работников образования и интеллигенции.
     Конференция также устанавливает сроки текущего наблюдения (с 1 июля 1920) года по статистике труда и промышленности.
     В последствии отмечалось в докладах Губстатбюро, что организация текущего статистического наблюдения проходила сложно по причине "крайне неаккуратного поступления бланков от предприятий". Тормозило работу и отсутствие достаточного количества бланков.
     В июле - августе 1920 года вся деятельность статистических органов была направлена на подготовку к предстоящей переписи: проводилось обучение кадров, произведена мобилизация инструкторов по переписи, определялись инструкторские участки, устанавливались контакты с Губвоенкоматом по проведению военной переписи, а также и с другими губернскими и уездными организациями.
     Перепись в Брянской губернии была завершена досрочно. Президиум Губисполкома выразил благодарность всем сотрудникам, принимавшим участие в переписи.
     После проведения переписи Губстатбюро приступило к приему материалов переписи и ее разработке.
     В ноябре 1920 года СНК принимает постановление об организации с 1 января 1921 года текущего статистического наблюдения за деятельностью культурно - просветительских учреждений и школ. На губернские и уездные статбюро возлагалось руководство данной работой, а все губернские и уездные отделы народного образования и работники просвещения были обязаны действовать в соответствии с указанием статистических организаций.
     Принцип организации статистического наблюдения по культуре и образованию сохранился и по настоящее время, изменились формы и число статистических показателей значительно увеличилось.
     Наряду с организацией статнаблюдения в соответствии с указаниями ЦСУ, статистическому бюро необходимо было обеспечить статистическими данными органы власти и другие советские учреждения.
     В связи с этим много внимания губстатбюро пришлось уделить восстановлению данных проводимых в дореволюционный период статистических исследований, проделать большую работа по получению сводных итогов сельскохозяйственных переписей 1916 и 1917 г.г., что оказало неоценимую услугу в деле организации статистики сельского хозяйства.
     Остро встает вопрос о необходимости подготовки статистических изданий, руководствуясь при этом изречениями известного статистика Янсона о том, что «деятельность статистических учреждений заканчивается изданием, и неудачное издание сведенного материала делает всю работу статистической организации бесполезною или менее полезною, чем она есть на самом деле".
     Отсутствие опытных статистиков и достаточного числа статистических работников было главной причиной отставания в разработке переписей 1920 года и выполнения других текущих задач по статистике.
     Вместе с тем, несмотря на трудности, статистическая деятельность в губернии укреплялась, проводились много единовременных статистических обследований, исходя из тех проблем, которые стояли перед страной после окончания гражданской войны и восстановления народного хозяйства.
     После упразднения в 1929 году Брянской губернии уездные статистические бюро продолжили работу и вошли в состав статистических учреждений тех областей, к которым были присоединены уезды.

 Середина 40-х - 50-е годы

     Образование 5 июля 1944 года Брянской области явилось основанием для создания различных областных управленческих структур, в том числе и статистического управления, которое в тот период находилось в ведении Уполномоченного Госплана СССР по Брянской области.
     Статистическое управление в своей работе, прежде всего, руководствовалось методологией и планом статистических работ Центрального статистического управления (ЦСУ) поэтому развитие и становление статистики в Брянской области соответствовало тем целям и задачам, которые стояли перед страной и обществом.
     Начальником статистического управления и одновременно заместителем Уполномоченного Госплана СССР по Брянской области назначается Игнатьев Кирилл Игнатьевич.
     Об интенсивности работы статистических органов свидетельствует тот факт, что после окончания войны и до конца 1947 года было проведено 37 срочных переписей оборудования и материалов, был проведен ряд единовременных учетов рабочих и служащих по полу, возрасту, по профессиям, уровню заработной платы, учет руководящих работников и специалистов, учеты коммунальных предприятий и городского общественного жилищного фонда, организовано статистическое наблюдение за ходом восстановления сельского хозяйства, снова начала ежегодно проводиться перепись скота, проведена перепись многолетних насаждений и т.п., проводится огромная работа по контролю за достоверностью данных представляемых предприятиями, колхозами и совхозами.
     Центральное статистическое управление предъявляло высокие требования к качеству сводной отчетности, представляемой областными управлениями статистики и каждая статистическая работа или аналитическая записка оценивалась по пятибальной системе. Подводя итоги деятельности статистического управления в 1948 году, К.И. Игнатьев писал, что управление не имеет ни одной невыполненной или неудовлетворительно выполненной работы, а уровень отлично и хорошо выполненных работ достиг 95 - 96 процентов. Это была огромная заслуга небольшого коллектива работников статистического управления, большую часть которого составляли выпускники МЭСИ и бывшие земские статистики. Именно этот коллектив стал фундаментом создания Брянской статистики, заложил основы традиций, на которых воспитано не одно поколение статистиков области.
     10 августа 1948 года ЦСУ было выделено из Госплана СССР и стало самостоятельным органом - Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР.
     В Брянской области также было образовано статистическое управление, которое возглавил Шишлянников Сергей Федорович. В этот период кроме сбора статистической отчетности на органы статистики возлагалась очень жесткая контрольная функция - про-верка достоверности представленных в органы статистики данных отчетов предприятий, колхозов и совхозов и наличие незаконной отчетности.
     Вести решительную борьбу со всякого рода искажениями, приписками, укрытиями и незаконной отчетностью ЦСУ СССР считало важнейшей работой для местных статистических органов.
     Особенно тщательно следовало проводить проверки областных организаций по ведению ими учета и отчетности.
     Была введена практика личного приема начальником статистического управления и его заместителями отчетов от ответственных представителей областных организаций и крупных предприятий.
     Много внимания уделялось проверкам достоверности данных итогов переписи материальных ресурсов к которым необходимо было привлекать специалистов и работников учета из ведомственных организаций.
     Одной из важнейших задач статуправления в 50-е годы являлось улучшение работы по обследованию бюджетов рабочих, служащих и колхозников: проводились систематические проверки и оказание помощи статистикам по бюджетам, велась разъяснительная работа среди обследуемых семей с целью получения от них полных и достоверных дан-ных.
     Расширились статистические обследования по статистике труда - проводились учеты по уровню образования работников, выборочные обследования заработной платы рабочих по профессиям и служащих по должностям, использования свободного времени.
     В этот период начинается внедрение балансовых расчетов на областном уровне. С 1956 года составляется баланс денежных доходов и расходов населения, исчисляется потребление населением основных сельскохозяйственных продуктов.
     Середина 50-х годов - начало популяризации статистических данных - с 1956 года налаживается публикация статистических материалов.
     Конец 50-х годов был знаменателен для статистики тем, что новые организационные формы государственного управления потребовали перестройки системы учета и статистики. Важнейшей отличительной особенностью этой перестройки была централизация учета и статистики, сосредоточение всей работы по сбору и разработке отчетных данных в статистических органах, механизация учетно-статистических работ. В этот же период усилия статистических органов области были направлены на подготовку и проведение первой послевоенной Всесоюзной переписи населения.

 60-е - 70-е годы

     В 1960 году проведена перепись жилищного фонда, в 1961- перепись школьных зданий и материальной базы общеобразовательных школ. По обширной программе в 1962 году проведена перепись оборудования и машин - впервые были собраны сведения о средствах автоматизации и механизации производственных процессов.
     С началом экономической реформы (1965г.), переходом на новую систему планирования и экономического стимулирования появилась и новая система статистических показателей для оценки хозяйственной деятельности предприятий, больше внимания стало уделяться таким показателям как себестоимость, прибыль, рентабельность.
     В шестидесятые годы усиливается роль органов статистики в борьбе с незаконной отчетностью, во внедрении типовых форм первичного учета на предприятиях, обеспечении достоверности отчетных данных.
     На органы статистики был возложен контроль за вводом строек и объектов в действие.
     В 1970 и позднее, в 1979 годах под руководством начальника статуправления Нечаенко М.С. в области проведены Всесоюзные переписи населения. Переписи формировали основную информационную базу данных для выработки эффективной социальной, экономической и экологической политики государства, для изучения и прогнозирования ряда экономических и социальных процессов.
     За успешное проведение Всесоюзных переписей населения 1970 и 1979 лет работникам, принимавшим участие в переписи объявлена благодарность и вручены правительственные награды.
     В 1971 - 1972 годах вновь проводится переоценка основных фондов во всех отраслях народного хозяйства. В целях оказания помощи работники отдела переоценки основных фондов статуправления побывали на каждом предприятии, в колхозе и совхозе области, где необходимо было завести карточки типового учета на каждый объект, восстановить технические паспорта на здания и сооружения, машины и оборудование.
     Эта работа была успешно завершена.

 80-е - 90-е годы

Одной из главных задач статистической деятельности в 70-е и 80-е годы было обеспечение достоверности статистической отчетности, проверка на предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах достоверности отчетных данных, борьба с приписками, искажениями и незаконной отчетностью, контроль за внедрением форм унифицированного первичного учета хозяйствующими субъектами. Существенно повысилась роль статистических органов в системе руководства народным хозяйством после принятия ЦК КПСС и Советом Министров СССР Постановления № 822 от 17 июля 1987 года "О мерах по коренному улучшению дела статистики в стране". В деятельности органов статистики усиливаются функции экономического анализа.
     Одним из важных моментов развития процесса демократизации было расширение гласности статистической информации. Статистическое управление стало более тесно сотрудничать со средствами массовой информации, выступать по различным проблемам социально - экономического развития области в печатных изданиях и на радио. В 1988 году управление приступает к расчетам национального дохода, созданного в области, что также было началом нового направления в деятельности областного управления статистики.
     Переход страны к рыночным преобразованиям потребовал от статистических органов своевременно отреагировать на происходящие процессы в экономике и социальной сфере, организовать статистическое наблюдение за вновь образованными хозяйствующими субъектами, научить их представлять статистическую отчетность.
     Существенные коррективы в деятельность статистического управления внесло Постановление Верховного Совета РФ от 23 октября 1992 года № 3708-1 "Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики". Основными задачами управления статистики в этот период были: дать объективную оценку происходящих социально - экономических процессов, повысить аналитичность информации, обеспечить оперативность сбора, обработки и распространения статистической информации. Этот период работы можно считать началом реформирования статистики в стране и в области.
     17 октября 1994 года Госкомстатом России принято Постановление № 209 "О преобразовании Брянского областного управления статистики в Брянский областной комитет государственной статистики" и утверждено Положение о Брянском областном комитете государственной статистики, которым определены основные задачи и функции комитета. Приоритетными направлениями деятельности комитета стали: выполнение Федерального плана статистических работ, обеспечение функционирования единого регистра предприятий и организаций на основе учета всех хозяйствующих субъектов, предоставление официальной статистической информации органам власти и управления, общественности.
     Продолжением реформирования статистики было принятие Федеральной целевой программы "Реформирование статистики в 1997-2000 годах", утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1410 23 ноября 1996 года.
     Администрация Брянской области также принимает постановление № 131 2 апреля 1997 года "О региональной программе реформирования статистики до 2000 года", целью которой было наиболее полное удовлетворение органов исполнительной и законодательной власти и других потребителей объективной статистической информацией. В этот период органами статистики области была проведена большая работа по внедрению унифицированных форм статистической отчетности на предприятиях и в организациях области. Проделана огромная работа по созданию баз данных "Паспорт области", "Паспорт района", "Регистр городов", банка готовых документов "Статистика Брянской области". Наряду с выполнением Федерального плана статистических работ комитет статистики участвует в различных экспериментальных статистических работах Госкомстата России - это экспериментальные обследования малых предприятий за 1999 год, пилотное обследование домашних хозяйств, создание экспедиционного корпуса и другие.

 Начало XXI века

          Начало ХХI века ознаменовалось для российской статистики принципиальным событием: Федеральным законом «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» были заложены единые основы осуществления официального статистического учета. Важнейшим направлением статистического планирования  стала разработка долгосрочных программ ее развития - федеральных целевых, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и ведомственных. В последнее десятилетие были разработаны и реализованы две Федеральные целевые программы по статистике: по внедрению СНС и реформированию методологии статистики в связи с изменившимися экономическими условиями.
           Росстат осуществил реализацию федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах», основной  целью которой явилось создание единой системы информационно-статистического обеспечения органов государственной власти и общества качественной, своевременной и полной статистической информацией, путем  объединения статистических информационных ресурсов всех федеральных органов исполнительной власти, формирующих официальные статистические ресурсы. Это позволило достигнуть качественно нового уровня информационного обеспечения общества при более эффективном использовании бюджетных средств за счет исключения дублирования в работе министерств и ведомств и снижения отчетной нагрузки на бизнес.
            Проведены крупномасштабные статистические обследования: Всероссийские  переписи населения 2002, 2010 годов, Микроперепись  населения - 2015;  Всероссийские сельскохозяйственные  переписи  2006  и 2016 годов; Сплошные  обследования  субъектов малого и среднего предпринимательства в 2011 году и в 2016 годах.
            Среди важнейших работ –  выборочное наблюдение за затратами и результатами деятельности хозяйствующих субъектов (2012; 2017 гг.). На  основе полученных данных построены базовые таблицы «затраты - выпуск», которые позволяют получить сбалансированную и более точную оценку валового внутреннего продукта. Только эти таблицы могут обеспечить органы власти и научно-исследовательские организации детализированной информацией о структурных пропорциях и межотраслевых связях в экономике страны, необходимой для прогнозирования и принятия решений в области экономической политики.  В дальнейшем построение базовых таблиц будет вестись на регулярной основе – один раз в пять лет.